| |||
И-поиск. Информация. Знание. Моделирование в инф. системах ... Информация. Знание. Понятия, подобные таким как «информация» и «знание» очень сложно поддаются категоризации и заданию для них определений. Исследование множества источников дает такое большое количество понятий и определений этих терминов, что подчас они входят в противоречие друг с другом. А иногда доходит и до абсурда. В одной из защищенных диссертаций (!) была такая фраза: «Информация – это данные, записанные на дискету». Конечно если не вырывать из контекста, то можно было бы подумать, что имелось ввиду какое-то узкое определение информации в рамках этой диссертации. Возможно … Одни определения узконаправленны, другие слишком абстракты, третьи требуют для расшифровки понимания очередных терминов, которые затем расшифровываются через первые, получается замкнутый круг. Пример: Знание - это информация об объекте. Информация – это описанные каким-либо образом данные, сведения. Сведения – это знания об объекте. или знание – это упорядоченная информация. и пр. Многие определения давались авторами, которые ориентированы на конкретную область деятельности и специфику, поэтому можно понять их такое представление. Для чего нужно определение, термин, категория? Как лучше понять и описать категорию? Описывает ли определение сущность объекта? Есть ли сущности, которые невозможно объяснить? А все ли, что можно объяснить является объяснением? … Оставим эти и подобные вопросы для выпуска, где будем говорить о философских аспектах. Однако забежим немного вперед и кое о чем скажем. Для того чтобы понять сущности, описанные здесь и далее, недостаточно прочитать и попытаться осмыслить определения и термины, данные различными авторами и в разных источниках. Нужно «войти» в эту область, среду, тему, «прожить» ее, проникнуться сутью всех вопросов, проблем. Иногда на это уходит целая жизнь. Как ребенок. Ему не объясняют суть вещей терминами и определениями. Он постигает их опытным путем. Потом же, взрослея, он уже не может многие сущности описать с использованием знакомых ему слов, но чувствует ЭТО «внутри». Что такое лимон? Попробуйте объяснить это человеку, который ни разу не знал, что это такое. Не видел и не пробовал даже подобий лимона. Можно сказать, что это фрукт. Он представит те фрукты, которые знает. Можно сказать, что он – кислый и желтый. Он представит, что он знает о «кислости» и «желтости». И так далее. А если после это он попробует объяснить это другому, также как и он не знающему, что это такое? Все. Потеря сущности. А если он сам («опытным путем») попробует, увидит, пощупает, «попользуется» и не один раз – он будет иметь уже совершенно другое представление о лимоне. Все это к тому, что суть вещей не в определениях и понятиях. Часто ли у вас бывало, что вы понимаете что-то и даже очень хорошо понимаете, но объяснить не можете? Знание Попробуйте сперва сами дать определение «знанию», спросите других и сравните в том числе и с описанными ниже понятиями. Из философии, знание – это объективная реальность, данная в сознании человека. В классической естественнонаучной парадигме знание рассматривается как нечто незыблемое и постоянное - то, что не зависит от изменяющейся ситуации и является абсолютным (истинным) вне зависимости от диапазона возможных интерпретаций. Знание – содержание мышления об объектах. Знание – продукт общественной и духовной деятельности людей, а также идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Знание – мыслительное или сознательное утверждение чего-нибудь таким, каково оно есть в действительности. Знание – это вера, не подвергаемая сомнению. В основе знания лежит вера. Все, что мы знаем, - это то, во что мы уверовали. Знание – это не объект и не вещь. Знание – это единство знающего с знаемым. Знание – не есть мышление или сознание. Все люди пользуются знанием, но мало кто задумывается, что такое ЗНАНИЕ. Знающий может и не знать того, что он знает нечто. Про знание всегда можно сказать, что оно «о чем-то», знание об объекте, о среде, о процессе. Знание несомненно связано с субъектом, человеком. Нет знания без человека. Знание – для человека. Без субъекта знания нет знания субъекта. Природа знания такова, что реальные знания (сущность) об объектах, субъектах, процессах и т.п. невозможно полностью описать, да и не нужно. Знания формируются по мере необходимости и востребованности кому-либо. Знание связано с сознанием через познание. Природа знания также будет рассмотрена в отдельной теме. Также там будут рассмотрены динамичный и статичный характер знаний, источник знания, достоверность знания и вероятность достоверности знания, «кусочное знание и др.» В какой-то степени это пересечется с темой «Математика знания». … Другие понятия, определения и термины «знания» будут даваться по ходу раскрытия темы. Информация Информация и знание – во многом понятия-близнецы. Для многих людей - это одно и то же. Некоторые определения «знания» можно применить к определению «информации» и наоборот. Однако эти термины существуют независимо друг от друга. Значит и используются для описания разных категорий. Информация. От латинского "informatio" - "разъяснение", "изложение". Из истории. Вначале под словом «информация» подразумевали: «представление», «понятие», затем «сведения», «передача сообщений». В последние время применяют - «мера определенности в сообщении» (из теории информации К.Шеннона). Информация - смысл данных, факты или понятия, представленные данными ("Словарь по информатике", Минск, "Университетское", 1991) Информация - это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти. "Информатика - энциклопедический словарь для начинающих. (М., "Педагогика-Пресс", 1994)" Информация - это самые разнообразные сведения, сообщения, известия, знания и умения". Академик Российской АН Д.А. Поспелов Информация - это атрибут материи, обладающей свойством отражения. "Информация - это отраженное разнообразие (А. Д. Урсул) Информация - это условное разнообразие, появляющееся как продукт и в то же время как составная часть саморегулируемых систем Информация есть "самовыражение" окружающего нас мира в знаках и сигналах. Информация – не ВЕЩЕСТВО и не ЭНЕРГИЯ. Информация связана с пониманием знания. Спорно. Скорее информация – это еще не понятое знание Информация - это то, что открывается при взаимодействии человека с данными с привлечением знания, которым он обладает. Информация – в понятиях «Теории информации» К. Шеннона. Где существуют такие свойства информации, как «количество информации», «источник и приемник» информации, «потеря информации» и т.п. Информация – для человека. Для объектов и субъектов без сознания «информация» не имеет смысла. впрочем наверное как и «знание» Информация – это знание. Знание – это более широкое понятие, чем информация. Информация – это то, чем объясняют, излагают знание. Знание существует «раньше» информации. Информация возникает тогда, когда необходимо объяснение, выражение, передача, сохранение, кодирование знания. Информация есть "выражение" окружающего нас мира в знаках и сигналах. Знание напрямую человеку недоступно, оно представляется всегда в виде информации, т.е. в виде представления (кодирования, сигнала) знания. Информация - это оформленное знание. В мышлении человек больше приближен к знанию, к пониманию «сути вещей». Но как только он пытается эту суть изложить, показать, объяснить (то получается информация), то для других эта суть, «сущность» теряется: «Мысль изреченная – есть ложь». Как правило говорят: «передача и прием информации», «фиксация информации на материальном носителе», «уничтожение информации» (хотя это скорее уничтожение носителя информации), и не говорят того же про знание. Если вы заметили, то для того, чтобы понять сущность любого «предмета», в данном случае «знания» и «информации», применяются приемы описания их свойств, характеристик, качеств, атрибутов. Сущность «знания» и «информации» можно постичь по таких характеристикам и качествам, как неделимость, целостность, динамичность, непрерывность, достоверность, погрешность, вероятность, «отсутствие информации – тоже информация», неучтожимость и др. Напоследок задумайтесь над следующим Понимание знания – уменьшает количество информации. Не претендую на подтверждение правильности или неправильности описанных выше понятий. Показываю лишь многообразие мнений и представлений. Для чего нам дальше нужно будет понимание сущностей «информации» и «знания»? - для моделирования знаний, информации в информационных системах, - для нахождения нужных методов моделирования разной информации, знаний, - для понимания и правильного создания хранилищ информации - для разработки более качественных информационных и автоматизированных систем и не только … ... Знание как новая парадигма управления ... Знание как новая парадигма управления КЛАУС Д.ЭКК заместитель директора Института прикладной психологии г.Цюрих (Швейцария) Новая парадигма опирается на неразрывную связь основополагающих процессов - труда, обучения и организации В качестве метапроцессов в модели управления знаниями выступают коммуникация и рефлексия Субпроцессы модели реализуются на трех уровнях - индивидуальном, групповом и институциональном Управление знаниями и способность организации к обучению становятся ключевой компетенцией фирменного менеджмента. Среди менеджеров сферы управления человеческими ресурсами, особенно занимающимися развитием персонала, с 80-х годов большой популярностью пользуется концепция "обучающейся организации". Разработанные на ее базе модели и методы имеют высокую эвристическую ценность, помогают менеджерам более глубоко и плодотворно организовывать учебные процессы на предприятиях. Однако анализ обширной литературы по проблематике "обучающейся организации", а также практика разработок и внедрения конкретных проектов на базе соответствующей концепции выявляют специфическую ограниченность данного метода. Хотя концепция организационного обучения и остается в центре внимания сферы управления человеческими ресурсами и производственной педагогики, она пока не стала парадигмой управления и управленческой науки. Из-за этого потенциал организационного обучения все еще полностью не используется несмотря на большое эвристическое содержание самого метода. В этой связи особый интерес представляет тот факт, что на первый ... Знание — это сеть - ДО и WEB 2.0 - Что такое “Обучение 2.0”? ... PC Week/RE №35 (593) 25 сентября — 1 октября 2007 Знание — это сеть /// Концепция “Обучения 2.0” неразрывно связана с ДО. Под последним понимают самые разные формы передачи знаний: от высылки учебных курсов по обычной почте или их электронного аналога (набора текстов) по э-почте до видео- и телевизионных курсов, всех видов взаимодействия через Интернет, мобильных уроков и компьютерных обучающих программ, работа с которыми происходит индивидуально или при минимальной помощи инструктора. Немаловажно, что во многих случаях учебный процесс в рамках “Обучения 2.0” будет напоминать реальную деятельность на рабочем месте. Только он заметно ускорится и дополнится интеллектуальными подсказками, средствами анализа и помощи в приобретении нужных навыков и повышении производительности труда. Ресурсы “Обучения 2.0” будут представлять собой не механический набор объектов, а превратятся в сеть знаний, по аналогии с Интернетом, системами водо- и электроснабжения, ресурсы которых доступны повсеместно и в любое время. При этом СДО начнут активнее учитывать индивидуальные интересы, способности и нужды конкретного ученика. “Обучение 2.0” станет иммерсивным — реализующим эффект присутствия человека в изучаемой среде. Сам процесс познания будет выдержан в свободной игровой форме, моделирующей конкретные ситуации реального мира. Классический способ поиска нужной информации подразумевает отбор сведений на основе сопровождающих ее дескрипторов и метаописаний. В системах “Обучения 2.0” знания станут распространяться в основном по рекомендациям пользователей -- они будут выставлять материалам “оценки”, дополнять их, комментировать их полезность и актуальность. А сам процесс поиска будет базироваться на алгоритмах выявления шаблонов и нахождения “похожих” данных. При этом сами обучающие материалы физически будут выполнены как распределенные наборы учебных компонентов. Такое сетевое знание представляет собой набор связанных друг с другом “узлов” контента, которые легко создаются и редактируются, удобны для восприятия и допускают совместное изучение и обсуждение. Занимающиеся будут сами создавать существенную часть подобного контента в пиринговых сетях и блогах, объединяя сведения из разных источников с помощью открытых механизмов управления, взаимодействия и поиска. Так, по крайней мере, полагает канадец Стефан Доунес, автор концепции e Learning 2.0, провозгласивший лозунг “Знание — это сеть”. Его определение дополняет английский журнал eLearn Magazine, отмечая, что “Обучение 2.0” основывается на принципах “Делай это сам” и “Информация как инструкция”. Стефана Доунеса поддерживает Олег Пинский: “Использование в обучении технологий Web 2.0 (блоги, подкастинг, социальные сети) позволяет ему стать более персонализированным, социально ориентированным, гибким, актуальным, а значит, и более полезным. Зачем ехать в другой город или страну, чтобы выступить с речью для ста человек? Намного проще опубликовать ее в своем блоге, где десятки тысяч людей из разных уголков мира прочтут эту речь и дадут свои комментарии. И это всё сохранится, а не канет в Лету подобно кулуарным разговорам”. Характеристики “Обучения 2.0” В общем случае в платформе “Обучения 2.0” объединятся сразу несколько технологий: собственно средства поддержки учебного процесса, механизмы коллективного взаимодействия и системы управления знаниями. Перечислим основные характеристики “Обучения 2.0”. Организационные особенности: обучение на рабочих местах, существенно сокращающее финансовые и временные расходы, связанные с отвлечением сотрудников от основной деятельности; развитые механизмы поддержки творчества и личной инициативы, ориентация на “самоделкиных”; повсеместная и круглосуточная доступность услуг э-обучения в сочетании с их высоким качеством, поддержка в СДО мобильных платформ. “Получать высокопрофессиональный качественный обучающий контент можно будет и в транспорте, и в кафе, и на пикнике, и по старинке в библиотеке, только уже в цифровом формате”, — полагает Елена Чиннова; встраивание СДО в организационную структуру предприятия; государственная поддержка — технологии “Обучения 2.0” будут доступны учащимся во всех школах и институтах; создание и внедрение игровых решений, деловых игр; использование интерактивных онлайновых видеоконференций, включая дистанционный доступ к сложному лабораторному оборудованию; массовое развитие видеоуроков и других видео- и анимационных форм представления обучающих материалов; перенос учебных курсов в трехмерные виртуальные миры, где в дополнение к обычным механизмам взаимодействия с другими людьми и окружающими объектами добавляются “фантастические” игровые средства, резко повышающие наглядность обучения. Одновременно продолжится совершенствование классической, текстово-графической формы э-обучения, которая будет переориентирована на нужды регионов со слаборазвитой ИТ-инфраструктурой; виртуальные университеты — ресурсы учебного заведения для ДО, развернутые в Интернете и внутренней корпоративной сети; интегрированная среда обучения, объединяющая множество тем, схожих с изучаемой. Например, в любой момент можно отступить в сторону (перейти по гиперссылке), чтобы познакомиться с понятием или определением из смежной области; интеграция корпоративных учебных ресурсов с контентом, наработанным партнерами и клиентами. Технические особенности: “Обучение 2.0” базируется на технологиях Web 2.0, соответствующих средствах создания контента и доступа к нему (блоги, wiki-справочники, интерактивные трехмерные миры и др.). Однако особенностью систем “Обучения 2.0”, отличающих их от типовых решений Web 2.0, считаются развитые механизмы контроля доступа к содержимому и анализа его усвоения. Это особо отмечает Тамара Рыжикова: ... Фома - главное знание - знание о Боге - письмо 10 академиков ... ЗНАНИЕ - ЗНАНИЕ О БОГЕ Признаться, я был очень расстроен открытым письмом ученых к президенту. Я тоже состою в Академии наук, знаю и уважаю людей, подписавших письмо: это талантливые ученые, честные и совестливые люди. Потому мне особенно грустно было читать «письмо десяти»... Его стилистика очень напомнила мне советские времена, есть в ней что-то военное, хотя (это тоже чувствуется по стилю) ученые пытались себя сдерживать, делать какие-то поклоны… Признаться, такого за последние пятнадцать лет мне читать не приходилось. С другой стороны, я должен сказать, что некоторая правда в этом письме есть. Действительно, в России Церковь отделена от государства, а государственная школа, соответственно, — от Церкви. В этом смысле подписавшие обращение действительно имели юридическое право заявить о том, что Церковь не имеет права на «клерикализацию российского общества». Другое дело, что Церковь вовсе не стремится к тому, в чем ее так жестко «уличают», поэтому обвинения эти абсолютно пусты и беспочвенны. Но отчасти я могу понять психологию этих людей: они видят некий подъем религиозности, церковности в стране, и то, что наша Церковь после страшных гонений при коммунистической власти как-то расправляет крылья, им неприятно. Пусть по личным и профессиональным качествам это прекрасные люди, но все они вышли из советской эпохи. Этот факт нельзя игнорировать. Безусловно, Православная Церковь не идеальна, как не идеально все в этом мире; также верно то, что наша Церковь, как и все мы, постсоветские люди, несет на себе «советский» штамп. Мне кажется, современным церковным иерархам надо больше и внимательнее учитывать то, что страна еще не пережила до конца ужасный опыт насильно атеистического прошлого. Надо быть бережнее и терпимее к людям, «застрявшим» в минувшей эпохе. Что касается меня: я обеими руками за то, чтобы в школах изучали основы религиозной культуры (разумеется, не только православной, хотя это культура большей части нашего народа, как католичество во Франции и Литве или протестантизм в Восточной и Северной Германии). Незнание мировоззренческих основ разных религий катастрофично для образованного человека. Я, как представитель поколения, выросшего при советской власти, прекрасно понимаю всю свою безграмотность в вере, хотя являюсь верующим, церковным человеком... Конечно, преподавать в школе основы религиозного знания надо очень деликатно, понимая, что Россия — мультикультуральная, мультиконфессиональная страна. Могу сказать, что преподавание теологии в светских высших учебных заведениях — это не русская, но западная традиция. Хотя я почти уверен, что авторами письма движет отнюдь не знание этого, а некое атеистическое обоснование их позиции. Надо ли преподавать богословие? А почему нет? Может, не в качестве обязательного, но в качестве факультативного предмета. Сейчас мне за пятьдесят, я академик, профессор… но будь я двадцатилетним студентом, я бы с интересом прослушал курс теологии! Да, теология не наука в том смысле, что она мало похожа на машиноведение или химию. Теология — это познание Бога, богословие. Но должен вам сказать: современная теология обладает научными методами, научной терминологией, категориальным аппаратом — всеми приметами настоящей науки. Более того, по моему мнению, это самая главная наука, которая лежит в основе всех наук. Недаром многие крупнейшие теоретики физики, химии и других естественных наук были людьми религиозными. Да, не всегда эта религиозность была церковной и четко окрашенной конфессионально: Эйнштейн, например, не был иудеем, хотя был евреем, или христианином, хотя вырос в христианской стране. Но то, что это был религиозный мыслитель — очевидно! Даже известный атеист Андрей Дмитриевич Сахаров в своих космологических работах приходил к выводу, что существует некое начало всех начал, первопричина жизни во Вселенной. Повторюсь, теология не та наука, которой занимаются лауреаты Нобелевской премии, великие ученые Алферов и Гинзбург, но это то знание, без которого наша страна просто погибнет. Я убежден, что без религиозной культуры, без теологической подготовки мы можем опять впасть в варварство. А Церкви, конечно, надо учиться быть более деликатной, принимать во внимание, что, при всем подъеме религии, Россия по-прежнему — атеистическая страна. Если мы хотим изменить это, нам предстоит очень серьезная и тяжелая работа. И не надо драматизировать это письмо! Надо преподавать, надо изучать, но без нажима и принимая во внимание, что мнений — великое множество, то есть спокойно, толерантно, но твердо двигаться от варварства к знанию. А главное знание — это, конечно, знание о Боге. ■ Автор: Юрий ПИВОВАРОВ, академик Российской академии наук, директор Института научной информации по общественным наукам РАН, Москва ... |